Тема стабилизаторов для машинной вышивки – это один из самых «неисчерпаемых источников» вопросов этой области рукоделия. Поэтому мы посвящаем ей так много времени в нашем блоге. Так, ознакомив наших читателей с вводной информацией на эту тему в статье «Что нужно знать о стабилизаторах: секреты успешного выбора«, мы решили продолжить в более «конкретном» ключе.
Так появились статьи Cover-up постоянный виниловый стабилизатор для машинной вышивки, отрывные и отрезные стабилизаторы Мадейра и т.д. Затем к ним присоединились статьи о таких вышивальных помощниках, как клей временной фиксации и общий обзор всех спреев, применяемых в машинной вышивке. Теперь, же, после выхода серии статей «Как выбрать ткань для машинной вышивки?», и в ответ на множество ваших вопросов, поднятых ей, мы решили, что гораздо полезнее для самой практики машинной вышивки будет совместить теоретический материал по стабилизаторам с конкретными примерами их применения. Это мы и постараемся сделать в серии статей «Как выбрать стабилизатор для машинной вышивки?».
Серия статей «Как выбрать стабилизатор для машинной вышивки?» будет состоять из двух частей. В первой части мы дадим различные классификации самых часто используемых стабилизаторов для машинной вышивки. Ознакомившись с разнообразными подходами к классификации стабилизаторов, вы сможете составить системное представление о том, как их использовать в своей работе. Во второй части серии мы расскажем о принципах, которым нужно следовать в выборе стабилизатора для того или иного вышивального проекта. Также в этой статье мы будем применять теорию к практике, рассказывая на примерах, как вышивать на стабилизаторах различных типов и видов.
Внимание: Описывая материал, выпускаемый известными брэндами, мы не призываем вас использовать только их. Все названия марок и типов стабилизаторов предлагаются лишь в качестве исходной точки для составления вашего собственного выбора. Если вы найдете сходный по качеству аналог указываемых нами продуктов, то используйте его.
Ну а теперь, когда мы как следует представили тему «Как выбрать стабилизатор для машинной вышивки?», давайте перейдем к ее раскрытию.
Как выбрать стабилизатор для машинной вышивки
Оглавление:
1. Несколько слов про то, что такое есть «вышивальный стабилизатор»
2. Различные классификации стабилизаторов для машинной вышивки.
– Расположение стабилизатора на ткани (нижние, верхние),
– Структура (тканые, нетканые),
– Цвет (черный и белый, разноцветные, прозрачные),
– Способ крепления на изделие перед вышивкой (клеевые, не клеевые),
– Способ удаления с изделия после вышивки (отрезные, отрывные, терморазрушимые, водорастворимые),
– Плотность и толщина стабилизаторов.
Как выбрать стабилизатор для машинной вышивки
Несколько слов про то, что такое есть «вышивальный стабилизатор»
Дублерины, флизелины, пленки, спанбонды, агроспан, авалон, доклас, паутинка… Что это: разные названия одного и того же материала, различные виды совершено не связанных между собой вышивальных стабилизаторов или что-то еще? Для новичка, лишь только вступившего в область машинной вышивки, такое разнообразие название может действительно запутать. Вы тоже так думаете? Тогда, прежде чем продолжить разбирать нашу тему, давайте разложим все по полочкам.
И так, начнем с самого начала… С ткани…
В работе с тканью, не важно вышивка ли это, аппликация или портновское мастерство, от материала порой требуется «быть» чем-то, чем он по сути не является. Например, от тонкого, струящегося шелка может потребоваться хорошо держать определенную форму. От рыхлой бязи может потребоваться выдержать плотные стежки огромной по размеру вышивки. От нежной натуральной кожи – частые проколы иглой. Сами по себе все эти ткани ничего такого «выдержать» не могут, поэтому мастера придумали им разнообразных «помощников». Так появились стабилизаторы.
Как выбрать стабилизатор для машинной вышивки
«Стабилизатор» — это понятие, единое для нескольких видов рукоделия. Однако, для каждого из этих видов рукоделия используются свои стабилизаторы. Есть стабилизаторы для шитья, для ручной вышивки, для машинной (компьютерной) вышивки, для квилтинга и т.д. Почему существует подобное разделение? Потому, что сам процесс работы с тканью в каждом виде рукоделия отличается. Так в шитье ткань должна выдерживать «резку» ножницами, сравнительно маленькое количество проколов иглой и т.д. В вышивке проколов иглой и, следовательно, стежков гораздо больше чем в шитье. При этом в ручной вышивке нет таких требований в точности наложения стежков, как в машинной. Так же там нет высоких скоростей в нанесении проколов иглой, которые несут свою долю нагрузки для ткани. Следовательно, стабилизаторы для ручной вышивки немного менее «выносливы» чем их «машинные» аналоги.
Так как мы отвечаем на вопрос «Как выбрать стабилизаторы для машинной вышивки?» далее обсуждать мы будем лишь те из стабилизаторов, которые используются именно в этой области «рукоделия».
Внимание: Для некоторых вышивальных проектов обязательно использование нескольких видов стабилизаторов, порой «заимствованных» из прочих рукодельных «сфер».
Натуральная кожа
Пример 1: Для машинной вышивки на мягкой натуральной коже обязательно дублирование изнанки материала тканым стабилизатором (дублерином). Дублерин – это вид швейного стабилизатора. Зачем нужен коже дублерин? Из-за особенностей строения «полотна» натурально кожи, оно очень чувствительно к частым проколам иглой. Именно поэтому для вышивки на коже мастера подбирают неплотные дизайны или разными способами уменьшают количество лишних проколов (стежков). Так вот, в отношении выбора стабилизаторов для кожи, это означает, что они должны защищать ее не только от «давления» стежков, но и помогать ей восстанавливаться после проколов иглой. Лучше чем специальная тканая подкладка (дублерин) с этим не может справиться ничто. Поэтому в данном случае использование швейного стабилизатора более чем оправдано.
Клеевой отрывной стабилизатор для вышивки
Пример 2: Как выбрать стабилизатор для машинной вышивки аппликаций? Так, как в машинной вышивке нет места ошибкам, в наложении кусочков тканей во время создания аппликаций точность важна особенно. Для того, чтобы удобнее было накладывать сами слои аппликации на основу, используют швейный стабилизатор с клеевой прослойкой (Флизофикс или Vliesofix от Vliezeline Vilene, клеевые паутинки и т.д.)
Все вышеперечисленные вспомогательные материалы для машинной вышивки пришли в нее из швейного мира. Сами, же, вышивальными стабилизаторами они не являются. В серии «Как выбрать стабилизатор для машинной вышивки?» мы будем описывать именно вышивальные стабилизаторы.
Классификации вышивальных стабилизаторов
И так, теперь, когда мы разобрались с тем, что мы будем описывать, давайте перейдем к самому описанию. Описывать стабилизаторы мы будем, деля их на группы. Существует несколько принципов деления стабилизаторов на группы:
Стабилизаторы водорастворимые
— Расположение на ткани
По расположению на ткани стабилизаторы бывают верхние и нижние. Нижние используются для того, чтобы сделать волокна ткани устойчивее к натяжению в пяльцах, к проколам иглой, к «давлению» плотных стежков вышивки. Верхние стабилизаторы используются на рыхлых и очень фактурных поверхностях. Нужны они для того, чтобы стежки не «утонули» в фактурной ткани (в ее ворсе, махре и т.д.) В качестве нижних могут использоваться абсолютно все виды стабилизаторов. Их выбор будет определяться строением и свойствами ткани, типом дизайна (в какой технике он выполнен, количеством стежков и т.д.) и кроем изделия. В качестве верхних используют лишь те, что в последствии можно полностью удалить (чаще всего это водорастворимые и терморазрушимые стабилизаторы).
— Структура стабилизатора.
По своей структуре стабилизаторы бывают тканые и не тканые.
STICK PROTECT-защитная ткань на клеевой основе
В группу тканых стабилизаторов входят дублерин разной плотности, некоторые терморазрушимые стабилизаторы (похожие на канву) и защитные материалы Stick-Protect, “Cover-the-back” («чистая изнанка»). В зависимости от типа переплетения волокон в тканых материалах они могут тянуться либо в одном, либо в двух направлениях. Имея дело с «тянущимися» в разные стороны стабилизаторами, некоторые мастера используют 2 (или более) их слоев, наложенных перпендикулярно друг другу.
Нетканые стабилизаторы похожи на мягкую, пластичную (или не очень) бумагу различной плотности. Эта группа имеет большее количество представителей. В нее входят почти все отрывные и отрезные флизелины, терморазрушимые и водорастворимые пленки, виниловые накладки, некоторые основы для создания шевронов, пенки для вышивки 3D дизайнов и специальные объемные прокладки для вышивки в технике «трапунто»
— Цвет
Основные и чаще всего используемые (черные и белые) цвета имеют отрезные и отрывные стабилизаторы. Прозрачными бывают лишь пленки. Однако, так как они растворяются (от воды и тепла), то их цвет для вышивки не имеет значения в принципе. Полупрозрачными (в черном и белом оттенках) могут быть некоторые отрезные стабилизаторы (Например: Soft n’ Sheer от Gunold, No-show Polymesh от World Weidner и т.д.)
Soft n’ Sheer от Gunold
Разноцветными бывают виниловые пленки (Например: Coverup от Hoop-it-all, пенки для машинной вышивки 3D дизайнов и надписей (Например: Puffy Foam от Sulky или Gunold) и дублерины. Дублерины (швейные стабилизаторы, которые похожи по структуре на ткань) в машинной вышивке используются для проклейки натуральной кожи или меха. Дублерин не всегда может заменить вышивальный стабилизатор, поэтому иногда нужно дополнять его нужным флизелином. При этом нужно иметь в виду, что прошивать «бутерброды», состоящие из стабилизатора, дублерина и самой кожи сможет не каждая вышивальная машинка.
Пенка используется в создании 3D надписей
Цветные пенки и виниловые пленки чаще всего используются в качестве накладок на ткань в различных техниках машинной вышивки. Пенка используется в создании 3D надписей, букв и прочих декоративных элементов. Виниловая пленка, о которой мы подробно говорили в нашей статье про материалы Coverup, используется для придания более насыщенного цвета вышивке с редкой или неплотной заливкой. Еще такая пленка помогает вышивке «не теряться» на фоне ткани, если та имеет неоднородный окрас.
Например: Вы хотите вышить большие белые цветы на черной или пестрой ткани. Иногда, когда дизайн не достаточно плотный, темный или пестрый фон может проглядывать сквозь белые лепестки. Чтобы этого избежать можно либо увеличить плотность стежков, либо использовать белую виниловую накладку.
Спандбонд используется в некоторых вышивальных проектах
Еще одна разновидность вспомогательного (подкладочного) материала, который может похвастаться обилием расцветок и своей схожестью с вышивальными стабилизаторами – это спандбонд. Спандбонд используется в некоторых вышивальных проектах в качестве стабилизатора из-за его относительной дешевизны. Однако, из-за того, что он не был изначально создан для этой цели, его структура не всегда отвечает всем требованиям настоящих вышивальных стабилизаторов. Иногда он даже может негативно влиять на конечный результат вышивки.
— Способ крепления на изделие перед вышивкой
По этому критерию стабилизаторы делятся на клеевые и не клеевые.
Клеевые стабилизаторы для машинной вышивки делятся на две основные группы.
1 – Первая группа клеевых стабилизаторов
К первой группе относятся односторонние отрывные клеевые стабилизаторы и тканые материалы типа «чистая изнанка» (Cover the Back от Gunold, Tender Touch Sulky и т.д.) По своей структуре клеевое покрытие этих стабилизаторов похоже на либо однородное напыление, либо на распределение клея в виде равноудаленных друг от друга точек.
Клейкий слой всех этих стабилизаторов активируется при помощи тепла. Проще говоря, их нужно «пригладить» утюгом к изнанке вышиваемого изделия. Используются все они в качестве нижних стабилизаторов в проектах с эластичными тканями и трикотажем. Почему именно с эластичными тканями? Потому, что из-за «растягивающейся во все стороны» структуры запяливать такие полотна очень трудно. Если их перетянуть при запялке, то, при расправке изделия из пялец, оно вернется в свое обычное состояние («стянет» свои волокна). Ну а вместе с волокнами ткани стянуться и стежки вышивки. «Липучий» слой клеевых стабилизаторов, же, привязывает волокна ткани (или трикотажа) к не растягивающейся основе, тем самым «обездвиживая» ее.
2 – Вторая группа клеевых стабилизаторов
Клеевые стабилизаторы второй группы отличаются от своих «оппоентов» тем, что их клеевой слой не нужно «активировать» теплом. Их клеевой слой покрыт защитной пленкой, убрав которую, на них сразу клеится ткань. Самые известные примеры таких стабилизаторов – это Filmoplast от Gunold, Filmoplast от H54 Vlieseline, Sulky Sticky от Sulky и Starlite sticky от Starlite. По своей структуре эти стабилизаторы (та их часть, которая и клеится на ткань) похожи на отрывной бумажный флизелин. Используют эти виды стабилизаторов тогда, тогда запялить ткань либо невозможно, либо не рационально в отношении затраты времени. Принцип работы с ними прост: стабилизатор заправляется в пяльцы, с него снимается нужное количество защитной пленки и на открытое клеящееся «пятно» клеится ткань.
На что нужно обязательно обращать внимание в работе с этими самоклеящимися стабилизаторами:
— Клеятся они настолько хорошо, что порой, после того, как вышивка закончена, убрать их бывает достаточно трудно. Это утверждение, разумеется, не относится к водорастворимым самоклеящимся стабилизаторам (таким, как, например, Soluflix от Vlieseline, Sulky Sticky Fabri Solvy, Madeira Avalon Fix и т.д.)
— Так как сама клеящая основа в этих стабилизаторах очень схожа с отрывным флизелином плотностью (40 г/м2), она не может оказать достаточную «поддержку» дизайнам с плотной заливкой. Чтобы «восполнить» этот минус, мастера часто используют дополнительный слой стабилизатора (обычно отрывного клеевого). Этот дополнительный слой располагают либо на самой ткани (его клеят на изнанку ткани прежде чем наложить ее на запяленный стабилизатор), либо – под пяльцы, приклеивая его на обратную сторону запяленного стабилизатора. Решаться на такую двойную стабилизацию нужно осторожно, потому, что из-за двойного слоя флизелинов вышивка может получиться немного «дубовой». А это для некоторых проектов (например вышивка на тонких блузках) ну никак не подойдет.
— Клей некоторых (не всех) самоклеящихся стабилизаторов может «осесть» с материала накопиться на игле или в челночном отсеке вышивальной машинки. Как выбрать стабилизатор для машинной вышивки из этой категории так, чтобы он как можно меньше засорял иглу и челнок? Путем проб и ошибок. Никто не сможет дать вам ответ на этот вопрос так, как это сделает собственный опыт. Пробуйте стабилизаторы разных производителей и выбирайте тот, что подходит именно вам. В любом случае, если вам приходиться работать с такими материалами, то старайтесь чаще прочищать иглу и челночный отсек.
Не клеевые стабилизаторы – это обычные отрывные или отрезные флизелины и пленки. Их называют «не клеевыми», потому, что у них нет своего клеевого слоя. Чтобы их «прикрепить» к вышиваемой ткани используют клей временной фиксации, всевозможные скотчи, булавки, дополнительную строчку либо просто совместную заправку в пяльцы.
Что лучше использовать: Клеевой стабилизатор или не клеевой стабилизатор вместе с клеем временной фиксации?
В качестве продолжения темы по способу крепления стабилизаторов к изделию, нужно будет отметить одну деталь, которая достаточно сильно влияет на выбор стабилизатора для вышивального проекта. Речь идет о вечном вопросе «Что лучше: клеевой стабилизатор или не клеевой стабилизатор в купе с клеем временной фиксации?»
Ответ: каждый решает для себя. Чтобы смогли определиться и вы, мы опишем плюсы и минусы каждого. И так…
Плюс клеевого стабилизатора – клеевой слой на нем расположен равномерно по всей поверхности материала. Это означает, что «прилипать» к ткани он будет одинаково хорошо везде. Минус клеевого стабилизатора – остатки клея часто засоряют иголку и челночный отсек. Еще один минус – если вы используете этот вид стабилизатора, его нужно покупать отдельно.
Плюс пары не клеевой стабилизатор и клей временной фиксации – они уже наверняка у вас имеются в большом разнообразии, следовательно, их не нужно специально покупать для какого-нибудь проекта. Клей временной фиксации – тоже чаще всего всегда под рукой.
Минус – так как вы сами будете распылять клей, чаще всего он будет ложиться на стабилизатор неоднородно. Это в свою очередь может привести к тому, что некоторые его места не склеятся с тканью также хорошо, как другие.
Теперь, оценив плюсы и минусы каждого варианта стабилизации, вы сможете сделать выводы по вашему предпочтению. Кому-то подойдет одно, кому-то – другое. Решать всегда вам.
Внимание: Иногда мастера используют некоторые водорастворимые пленки в качестве клеевого стабилизатора, слегка смачивая их водой. Это довольно рискованная практика, так как, несмотря на то, что при соприкосновении с водой эти пленки действительно становятся липкими, они в то же время теряют свою целостность. Это означает, что выбрав подобный метод стабилизации для вашего проекта, вы увеличиваете вероятность того, что пленка может просто порваться. Если это случиться, то строчки вышивки обязательно сместятся, и конечный результат будет испорчен.
— Способ удаления стабилизатора с изделия после окончания вышивки.
По этому критерию стабилизаторы делятся на отрезные, отрывные, водорастворимые и терморазрушимые.
По структуре отрезные стабилизаторы бывают тканые и не тканые
1 – Все отрезные стабилизаторы являются постоянными. Они не удаляются с изделия полностью и это их единственный минус. В своей, же, «стабилизирующей» функции и в том, как они «поддерживают» стежки дизайна, отрезные стабилизаторы намного лучше своих собратьев по вышивке. По структуре отрезные стабилизаторы бывают тканые и не тканые.
2 – Отрывные стабилизаторы, как понятно из названия, после вышивки отрываются. Все отрывные стабилизаторы относятся к группе не тканых материалов. Создают их примерно также, как и бумагу – из волокон целлюлозы и прочих добавок (полиэстэра, вискоза). Без добавок такой стабилизатор был бы обычной бумагой. Чем меньше длинна этих волокон, тем «чище» отрывается стабилизатор от шва вышивки. Иногда производители указывают на размер использованных волокон, чтобы покупатель мог быть уверен в качестве продукта. Стабилизаторы на бумажной основе (и отрывные, и отрезные) еще называют флизелинами. Самые качественные из отрывных флизелинов могут отрываться во всех направлениях, не оставляя при этом «бумажной бахромы». Их менее качественные аналоги рвутся лишь в одном направлении и, соответственно, оставляют свой след на швах.
Внимание: Из-за того, что в состав отрывных стабилизаторов входят волокна целлюлозы, работая с ними, необходимо часто чистить челнок вышивальной машины. Дело в том, что, из-за своей сравнительно рыхлой структуры (которая и позволяет нам так легко его удалять), отрывной стабилизатор «теряет» часть своих бумажных волокон при перфорации его иглой. Эти волокна, осыпаясь, попадают в челнок и забивают его.
3 – Водорастворимые стабилизаторы бывают разных видов: пленки разной плотности, тканные стабилизаторы (похожи на очень тонкую канву), флизелины на бумажной основе с клеевым слоем и без, водорастворимая бумага и т.д. Способ удаления таких стабилизаторов – после окончание вышивки обрываются лишние «края», остатки, же, убираются водой. Температура воды, при этом, может быть разная: обычно чем теплее вода, тем быстрее стабилизатора в ней растворяется. Некоторые водорастворимые стабилизаторы растворяются от одного прикосновения влажной губки. Другие, же, намокнув, растворяются, но не сразу удаляются с ткани. Они «оседают» на ткани в виде желатинистой пропитки, делая ее жестче. Например на такой ярко выраженный «стойкий» эффект можно наблюдать у водорастворимого стабилизатора фирмы Hemline. Удалить такой эффект можно лишь после нескольких стирок. А вот удалять Solvy от Solvy гораздо легче, так как таким «желатинистым» качеством не обладает. Как мы уже говорили, иногда такая «жесткость» очень приветствуется (Например, когда вы вышиваете 3D фигуры из FSL кружева), а иногда – нет.
Используются водорастворимые стабилизаторы для 3 целей:
1 – В качестве основы для вышивки кружевных дизайнов (Ришелье, FSL и т.д.) Во всех этих случаях берется либо один слой стабилизатора высокой плотности, либо несколько слоев тонких стабилизаторов.
2 – В качестве верхнего стабилизатора для особо текстурных тканей, чтобы стежки вышивки не утонули. Чем более выражена текстура материала, тем плотнее нужно брать стабилизатор. Чаще всего для верхнего слоя берут стабилизаторы средней плотности или самые даже меньше. Высокоплотный водорастворимый тут не используется вообще.
3 – В качестве нижнего стабилизатора для вышивки прозрачных тканей или изделий, в которых важна «приглядная» изнанка. Если вы собираетесь использовать водорастворимый стабилизатор в качестве нижнего слоя вышивки, то в его выборе нужно ориентироваться на тип дизайна и структуру и плотность материала.
Пример: Как выбрать стабилизатор для машинной вышивки тюли и фатина? Во-первых, материалы эти прозрачны и, если они полностью синтетичны, то гладить их нужно очень осторожно. Это значит, что удобнее работать будет на водорастворимом стабилизаторе. Во вторых нужно учесть то, что материалы эти эластичны. Это означает, что водорастворимый стабилизатор должен не только поддержать стежки вышивки и сделать ткань плотнее, но и дополнительно обеспечить фиксацию волокон ткани, чтобы они не растянулись. Фиксировать разметочной строчкой или булавками можно не все виды тюлей и фатинов, потому, что самые растягивающиеся из них будут все равно «елозить» под иголкой. Остается искать вариант с использованием клея-спрея временной фиксации. Его смогут выдержать только самые плотные из пленок, например, Sulky Ultra Solvy и его аналоги. Ну, а если без спрея, то можно использовать самоклеящийся водорастворимый стабилизатор Soluflix от Vlieseline, Sulky Sticky Fabri Solvy, Madeira Avalon Fix и их аналоги.
Иногда, для машинной вышивки на тюле, фатине и прочих сеточных материалах используются два слоя водорастворимых стабилизаторов – верхний и нижний. По плотности они могут быть одинаковы или нижний берется потолще.
Идея для творчества: находчивые мастера, используют «побочный остаточный эффект» от водорастворимых стабилизаторов в создании стабилизирующих пропиток. Рецепт таких пропиток прост: остатки водорастворимого стабилизатора растворяются в воде. Раствор затем распыляется на ткань перед вышивкой.
4 – Терморазрушимые стабилизаторы встречаются в виде прозрачных пленок (Sulky Heat-Away Clear Film, Madeira Super Film, Gunold Thermofilm) и тканого материала (что-то вроде канвы или сетки) – например Madeira Termogarza, Gunold Thermogaze (Термогаз). Убираются они тепловой обработкой (без пара). В домашних условиях это – глажка утюгом, на производстве – термопресс. При воздействии тепла этот материал превращается в «пепел», который затем убирается щеткой. Используются эти стабилизаторы также, как и водорастворимые. Их разница состоит в том, что терморазрушимые предназначены для тканей, которые нельзя стирать.
Совет: Выбирая между терморазрушимым и водорастворимым верхним стабилизатором для вышивки на длинной махре, предпочтите последний. «Пепел» от терморазрушимого стабилизатора порой бывает трудновато убрать, так как он забивается в длинную махру.
— Плотность и толщина стабилизатора
Плотность и толщина – одни из самых важных критериев выбора стабилизатора для машинной вышивки. Плотность определяется, как и для ткани, в граммах на квадратный метр; толщина – в микронах. Определение по плотности важно для флизелинов (отрывных и отрезных). Определение по толщине – для пленок (водорастворимых и терморазрушимых). Обычно параметр плотности варьируется от 30-120 г/м2 (1 – 3,6 унций в зарубежных аналогах).
Говоря о плотности стабилизаторов, принято «условно» делить их на три группы: легкий, средний, плотный.
Внимание: Единый показатель плотности не уравнивает качество стабилизаторов различной структуры. Нельзя заменить отрезной стабилизатор на отрывной только потому, что оба они имеют одинаковый указатель плотности на упаковке.
Далее мы приведем примеры стабилизаторов различной плотности. Для большей наглядности мы будем давать названия стабилизаторов, как их указывает производитель. Наличие (и отсутствие) клеевого слоя никак не влияет на плотность стабилизатора, поэтому специально выделять клеевые стабилизаторы от не клеевых мы не будем. Также, не будут отдельно указаны стабилизаторы таких производителей, как Doklas, Aurora и т.д. так, как распределение самих названий продукции этих производителей идет по цифрам плотности. Так, как эти цифры мы укажем для каждой подгруппы в общем, повторяться каждый раз для отдельной марки, как нам кажется, будет пустой тратой вашего времени. Согласны? Тогда приступим:
Стабилизаторы «легкой» плотности – 30-60 г/м2 (1-2 унций)
Отрывные: Gunold Quick Tear 2015, 2018; Gunold Stiffy 1650,1751, Gunold Soft n’ Sheer 2040 и т.д.
Отрезные: Gunold Totally Stable 2075,
Водорастворимые (плотностью 20 — 30 микрон): Sulky Solvy, Gunold Solvy, Madeira Avalon Film, Madeira Avalon Fix
По плотности в эту же группу входят все отрезные стабилизаторы типа «Чистая изнанка»: Gunold Cover the Back, Sulky Tender Touch с примерной плотностью 40г/м2. Кроме них отнесем сюда же отрывной самоклеящийся стабилизатор типа Filmoplast, плотность клеящей основы которого 40г/м2.
Стабилизаторы средней плотности – 60-80 г/м2 (2-2,5 унций)
Отрывные: Gunold Quick Tear 2018, Gunold Stiffy 1640, 1860; Stickvlies/314 Stick-and-Tear/314 от Vliezeline, Soluvlies Vilene Vliezeline и т.д.
Отрезные: Gunold Totally Stable 2085, Gunold AllStich 30, Sulky Cut-Away Plus, Sulky Soft n’ Sheer Extra и т.д.
Водорастворимые (плотностью примерно 40 микрон): Solufix Vliezeline Vilene, Sulky Super Solvy, Sulky Fabri Solvy, Sulky Paper Solvy, Gunold Super Solvy, Gunold Fabri Solvy, Madeira Avalon Plus и т.д.
Стабилизаторы повышенной плотности – 80-120 г/м2 (2,5 — 3,6 унций)
Отрывные: Gunold Quick Tear 2025, 9802; Gunold Stiffy 1995 и т.д.
Отрезные: Gunold Totally Stable 2095, Gunold AllStitch 30 HD, Sulky Fuse-n’-Stitch и т.д.
Водорастворимые (плотностью 80 — 90 микрон): Sulky Ultra Solvy, Gunold Ultra Solvy, Madeira Avalon Ultra и т.д.
Все вышеуказанные стабилизаторы – это, можно сказать, канонические примеры своих групп, классов и видов. Они отличаются высоким качеством и, что поделать, такой же высокой ценой. Разумеется кроме них есть еще очень много высококачественных стабилизаторов, и, скажем сразу, в большинстве случаев в продаже доступными будут именно аналоги этих «марочных» материалов. Если вы только начинаете свой путь в изучении стабилизаторов для машинной вышивки, то, чтобы впоследствии правильно выбирать аналоговые стабилизаторы, лучше всего будет изучить качество именно этих брэндовых флизелинов и пленок. «Пощупайте» качественный флизелин: какая мягкость и эластичность соответствует тому или иному уровню плотности. Оцените его визуально: в каком направлении выложены волокна. Есть ли у волокон вообще это направление или они расположены хаотично? Как именно этот фактор будет влиять на «поведение» стабилизатора при вышивке, при его удалении с изделия? Зная такие мелочи «из первых рук», в случае чего, вы сможете подыскивать правильную им замену без ущерба качественному результату вышивки.
Совет: Чтобы не тратить «состояние» на знакомство с дорогими стабилизаторами, можно, вместо полноценных рулонов каждого вида, приобрести так называемые пробные наборы. Почти каждый большой производитель предоставляет такие комплекты с необходимым составом, собранным из каждой линейки стабилизаторов. Madeira Starter’s set, Floriani Fabulous Five, Gutterman Sulky Stabilizer starter set, Sulky Sulky stabilizer starter kit – все эти наборы включают в себя от 5 и до 12 разных стабилизаторов каждый.
Заключение
Нижние и верхние, тканые и нетканые, клеевые и не клеевые, отрезные, отрывные, терморазрушимые, водорастворимые, тонкие и плотные, цветные и черно-белые…
Да, уж, характеристик у вышивальных стабилизаторов много, что и говорить. Новичкам бывает трудно разобраться какой стабилизатор по типу, плотности, структуре и прочим характеристикам нужно использовать в том или ином вышивальном проекте. Чаще всего все советы, на которые натыкаются новички, сводятся к выбору стабилизатора по плотности, способу крепления к ткани и удалению с нее. Скорее всего вы тоже слышали пресловутое «расплывчатое» правило, говорящее о том, что плотные ткани вышиваются на тонких стабилизаторах, потому, что им не так уж сильно нужна поддержка. Тонкие, же, ткани нуждаются в плотных стабилизаторах. Иногда это правило звучит с точностью наоборот – «тонким тканям – легкие стабилизаторы, плотным – плотные стабилизаторы». Как разобраться в стабилизаторах так, чтобы всегда подбирать правильный для того или иного вышивального проекта? Об этом мы расскажем во второй части серии «Как выбрать стабилизатор для машинной вышивки?»
Возможно вас заинтересует
Детальный разбор характеристик нетканых полотен
Автор: Ludmila Konovalova
Меня зовут Людмила Коновалова, и я руковожу Royal Present Embroidery. Вышивка для меня — больше, чем профессия; это наследие происхождения, где каждая женщина в моей семье была виртуозом в вышивке крестиком и гладью. Это искусство, передаваемое из поколения в поколение, является частью моей души и символом национальной гордости.
Дата: 03.07.2024