Обсуждаемые ткани: Шифон, батист, ситец, миткаль, бязь, поплин, тафта, крепдешин, сукно, парусина. Атлас, шелк, креп-сатин, подкладочные ткани, габардин, фланель,Твид («ёлочка», Донгаль, «пастушья клетка», Бедфорд-корд), Твил, деним классический, деним шамбри, кашемир, плащевка. Вафельное полотно, бархат, панбархат, дюветин, плюш, шениль, вельвет, искусственный мех, фроте (махровые ткани), рогожка (двунитка), фатин,тюль (прочие сетки).
Обсуждаемый трикотаж: Кулирка, вискоза, холодная вискоза («масло»), интерлок, пике, рибана, кошкарсе, футер, Бифлекс (эластан, спандекс), флис, велсофт, плюшевый (махровый) трикотаж, велюр, стейч-велюр.
Сегодняшняя статья – вторая часть серии, посвященной тому, как правильно выбрать ткань для вышивального проекта. Если вы начинаете знакомство с этой темой с только сейчас, то, прежде чем продолжить, мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с первой ее частью. Прочитать ее можно здесь. Для тех, же, кто продолжает, напомним оглавление сегодняшней статьи и сразу же перейдем к рассказу.
Оглавление
Строение ткани:
1 — Плотность полотна. Как плотность полотна влияет на правильный выбор ткани для вышивального проекта. Роль стабилизации.
2 — Тип переплетения нитей (трикотажные и тканые полотна). Как разные типы переплетения материалов ведут себя в машинной вышивке.
3 — Пористость материала. Как пористость материала влияет на выбор ткани для машинной вышивки.
4 — Фактура ткани. Как фактура ткани влияет вышивальный проект.
Строение ткани
Плотность полотна. Как плотность полотна влияет на правильный выбор ткани для вышивального проекта.
Плотность ткани – это показатель количества нитей, использованных на определенном отрезке ткани. По плотности разделение тканей идет от самых плотных, а, следовательно и тяжелых (драп и прочие пальтовые ткани) и до самых легких (шифон, газ и т.д).
Плотность ткани влияет на выбор стабилизатора (чем плотнее ткань, тем менее основательную стабилизацию она требует).
Пример: Джинсовая ткань имеет разную плотность. Классический деним (из которого шьются джинсовые куртки) имеет плотность примерно 400-450 г/м2.
Вышивка на джинсовой ткани
Легкий шамбри, который используется для летних рубашек, имеет плотность всего лишь от 135 и до 200 г/м2.
Так вот, первый вид денима можно вышивать практически без стабилизатора. Для вышивки на шамбри (например: летние джинсовые рубашки (в состав которых не входят эластичные нити) достаточным будет неплотный отрывной стабилизатор (40 г/м2).
Внимание: Выбор стабилизатора для машиной вышивки на дениме (как и на любой другой ткани) зависит также и от типа используемого дизайна.
Если вы, например, захотите отделать подол джинсовой юбки кружевом «ришелье», то отрывной стабилизатор не подойдет вообще. Для ришелье нужен водорастворимый стабилизатор (флизелин).
Кроме стабилизаторов, от плотности ткани (или трикотажа) будут зависеть настройки работы вышивальной машинки. Почти во всех вышивальных проектах, если вы работаете с уже совсем плотной тканью, то потребуются дополнительные настройки вышивальной машинки (скорость выполнения строчки уменьшается, регулируется степень натяжения верхней и нижней нити и т.д.)
Тип переплетения нитей (трикотажные и тканые полотна). Как разные типы переплетения материалов ведут себя в машинной вышивке.
Тип переплетения нитей в ткани. В этой категории стоит разделить две основные группы материалов: тканое полотно (ткань) и трикотажное или вязаное полотно (трикотаж). Разница между этими видами материалов в способе соединения их нитей. В трикотаже нить буквально «вяжется» петлями, образуя ряды и столбики. В ткани – две нити или две системы нитей (вертикальна и горизонтальная) переплетаются в виде разнообразных «решеток». Как у ткани, так и у трикотажа существует огромное количество видов переплетений и вязки.
Ткань лен
Рассматривать данную категорию строения ткани необходимо в купе с двумя следующими категориями: толщина нитей в ткани и плотностью ткани. Совокупное сочетание этих трех категорий влияет на выбор стабилизатора, дизайна, ниток, иголок, способа запяливания в вышивальном проекте.
Ткань трикотаж
Вкратце о толщине нитей: чем они толще, тем больше толщина самого материала. Понятно, что некоторые «толстые» ткани трудно запяливать, так как ободки пялец просто не смыкаются. Плохая запялка влияет на качество натяжения ткани и, в последствии, на качество самой вышивки. Решением проблемы будет вышивка без запялки, когда ткань приклеивается, прикалывается или пришивается на запяленный стабилизатор.
Также толщина волокон в ткани влияет на выбор иголки и ниток для ее вышивки.
Пример: Для того, чтобы вышивка на блузке из тонкого шелкового атласа удалась, необходимо использовать очень тонкую и острую иглу (и соответственно нитки тоже). Толстые иголки оставят существенную «дыру» от прокола тонких шелковых волокон ткани.
Теперь, давайте поговорим о самих типах переплетения у тканей, а у трикотажа – о типах вязки.
Виды трикотажа:
Кулирка. Плотность кулирка имеет от 130-260 г/м2, (у футболок – это 160-180 г/м2). Так как кулирка растягивается по ширине (но не по длине), она имеет свои особенности в стабилизации.
Кулирка ткань
Пример 1: Проект: вышивка надписи на футболке из кулирки (построение процесса работы). В зависимости от сложности дизайна надписи берется либо отрезной, либо отрывной стабилизатор.
Далее смотрим на плотность кулирки. Она будет влиять на плотность стабилизатора. Так, как кулирка растягивается, стабилизатор на нее обязательно нужно клеить. Такая дополнительная помощь предотвратит возможное раздвигание волокон эластичной ткани во время вышивки. Если проект позволяет работать с отрывным флизелином (а он тоже иногда растягивается), то клеить его нужно так, чтобы направления растяжения трикотажа и стабилизатора были противоположены.
Запяливать или не запяливать трикотаж – вопрос спорный. В целом правило по запяливанию трикотажа гласит, что слишком рыхлый трикотаж не запяливают, а приклеивают на запяленный стабилизатор.
Кроме всего прочего кулирка легко распускается, поэтому вышивать на ней можно только иголками «стрейч», у которых затуплено острие. Острые иголки повредят нити вязки и на трикотаже (особенно если он уж совсем тонкий) может пойти стрелка.
Ткань Вискоза
Вискоза, холодная вискоза («масло») относятся к этому же типу переплетения. Однако, из-за отличающего от обычной кулирки состава нитей, материал этот имеет несколько большую эластичность. Отсюда и более требовательный подход к стабилизации при вышивке на масле – обязателен клеевой стабилизатор (отрывной для менее сложных дизайнов, отрезной – для более сложных).
Интерлок ткань
Интерлок (двусторонний трикотаж) имеет плотность от 160 до 260 г/м2 (у футболок плотность обычно 210-220 г/м2). Этот тип трикотажной вязки дает меньший коэффициент растягивания, поэтому он менее требователен в вопросе стабилизации чем кулирка. С ним чаще всего используется отрывной стабилизатор.
Пике ткань
Пике – (материал для футболок поло – у них обычно плотность бывает 220 г/м2) основа его типа вязки – вариация интерлока. Чаще всего пике вышивают с отрезным стабилизатором, запяливая их вместе. Если дизайн легкий, то отрывного флизелинка вполне достаточно.
Ластик ткань
Ластик – трикотаж, плетение которого похоже на резинку на вязаных носках. К нему относятся Рибана (плотность от 200 дл 210 г/м2), Кошкарсе (210 – 300 г/м2). Из этого вида трикотажа шьют водолазки, манжеты на куртки и кофты, шапки, шарфы. Из названия ясно, что этот трикотаж этого вида растягивается очень сильно.
Для вышивальщика это означает, что чаще всего его «сочетают» с отрезным стабилизатором в купе с клеем временной фиксации. В зависимости от изделия и его кроя (если это одежда) при запяливании ластик слегка растягивают. Также, в конце работы, особенно если вышивается одежда, которая непосредственно соприкасается с кожей, рекомендуется приклеить к внутренней стороне вышивки подкладку «чистая изнанка».
Футер ткань
Футер (имеет гладкую лицевую сторону и изнаночную сторону с начесом). Выбор стабилизатора и иголок, как и остального трикотажа, зависит во многом от плотности и растяжения полотна. Обычно берется отрывной или отрезной вышивальный флизелин и иголки «стрейч».
Однако, в отличие от остальных своих трикотажных собратьев, футер может давать усадку после стирки. Поэтому, прежде чем вышивать футер, его нужно постирать и слегка прогладить. Если этого не сделать, вышивку после стирки может стянут.
Примеры смешанного трикотажного плетения:
Бифштекс, спандекс, эластан – головная боль вышивальщика, так как растяжение этих видов трикотажа достигает 300 — 500%. Ткань эта может тянуться во всех 4 направлениях поэтому правильная стабилизация очень важна при запялке.
Спандекс ткань
Выбор стабилизаторов для машинной вышивки на бифлексе зависит не только от структуры трикотажа, но также и от дизайна и кроя самого изделия. Если изделие из бифлекса после вышивки должно сохранить эластичность (купальник для гимнастки), то необходимо подбирать особый дизайн и использовать отрывной стабилизатор (или PolyMesh) и клей временной фиксации. Дизайн должен состоять не из одного, а из нескольких, несвязанных между собой элементов. Еще один вариант стабилизации, часто используемый мастерами – водорастворимый флизелин (не пленка) снизу и сверху спандекса в сочетании с клеем временной фиксации.
Если вышивальный проект с участием бифлекса предполагает наложение аппликаций, то, согласно мнению профессионалов в декоре гимнастических купальников, аппликации эти лучше вышивать в свободно-ходовом режиме.
Велсофт ткань
Флис, велсофт, плюшевый (махровый) трикотаж – эти полотна хоть и имеют различную структуру, для вышивальщиков могут отнестись в одну группу. Объединяет эти виды материала выраженная фактурность.
Это означает, что при использовании их в вышивальных проектах обязательно используются два слоя стабилизаторов: верхний и нижний. То, какими будут каждый из них (стабилизаторов), зависит от типа дизайна, длины ворса и типа самого изделия. Далее мы опишем основные примеры стабилизаторов, используемых для этой группы тканей. Начнем с нижних:
— Если важен изнаночный вид изделия (одеяла из флиса или махрового трикотажа) – используются водорастворимые пленки высокой плотности или водорастворимые флизелины.
— Если изнанка вышивки скрыта, используется отрывной или отрезной стабилизатор.
— Нижние стабилизаторы на трикотаж необходимо «клеить», иначе нити (петли) полотна во время запяливания или же под «давлением» иглы с нитью могут растянуться.
Это, в свою очередь, пагубно скажется на качестве вышивки. Если вы используете пленку, то ее необходимо будет клеить очень аккуратно. Для фиксации трикотажа лишь слегка сбрызните ее клеем и обязательно дайте ему немного подсохнуть.
Верхние стабилизаторы для фактурного трикотажа – это водорастворимая пленка, водорастворимый флизелин, либо их терморазрушимые аналоги.
Терморазрушимыми пользуются тогда, когда ворс полотна не терпит мокрой обработки.
— Если фактура трикотажа позволяет, его лучше запялить вместе со стабилизаторами. Иначе, запяливается только стабилизатор и на него приклеивается, пришивается либо прикалывается верхний стабилизирующий слой.
Велюр ткань
Велюр, стрейч-велюр – еще одна головная боль вышивальщиков. Главные проблемы с этими видами трикотажа – стабилизация (из-за растягиваемости), запялка (из-за ворса), выбор дизайна и настройки натяжения верхней и нижней нитей. Обычно стрейч-велюр не запяливают, а приклеивают на запяленный стабилизатор.
Нижний стабилизатор для вышивки на стрейч-велюре нужен либо клеевой, либо отрывной с дополнительной фиксацией в виде клея временной фиксации. Самый удобный вариант – фильмопласт.
Совет бывалых мастеров: Если на стрей-челюре вышивается особо трудный дизайн, под пяльцы (на обратную сторону фильмопласта) можно приклеить обычный отрывной флизелин. Это даст дополнительную поддержку стежкам вышивки и полотно не стянет.
Сверху на велюр накладывается водорастворимая пленка. Настройки натяжения нитей регулируются так, чтобы на изнанке дизайна было «достаточно» нити. То есть натяжение нужно ослабить, иначе строчки стянут трикотаж. Иголки берутся «стрейч».
Ну а теперь, когда мы разобрались с типами переплетения, или, правильнее будет сказать – типами вязания трикотажных полотен, давайте перейдем к полотняным тканям.
Виды тканей
1 группа – полотняное переплетение нитей образует простую решетку из вертикальных и горизонтальных нитей. Такое переплетение нитей является одним из самых плотных потому, что связь между нитями самая прочная. Для вышивальщиков этот тип плетения – самый «непроблематичный».
Трудности в вышивке тканей полотняного переплетения встречаются тогда, когда в их составе присутствуют либо высокоэластичные нити (влияющие на растяжимость полотна), либо волокна требовательного характера (влияющие, на его свойства, скажем, на усадку). Правило «чем плотнее ткань, тем менее плотный стабилизатор использовать» в тканях этого плетения соблюдается больше чем в других.
Опять же, исключением будут эластичные полотна (к ним применяются стабилизаторы, описанные в разделе «трикотаж»). Далее мы дадим список самых распространенных полотняных тканей и примерные требования, который нужно соблюдать, используя их в вышивальных проектах.
Прочитав этот список и сопровождающие его советы, вы поймете, как выбирать ткань для машинной вышивки из этой группы.
И так, в эту группу входят следующие ткани:
Шифон (40 – 60 г/м2) Из-за того, что шифон тонок и зачастую очень прозрачен, его вышивают со стабилизаторами, которые удаляются полностью – водорастворимые флизелины и пленки.
Терморазрушимые стабилизаторы использовать нежелательно. Дизайны для шифона должны быть легкие, иначе может нарушиться драпируемость этой ткани. Иголки берутся тонкие, острые. Металлическими нитками вышивать шифон будет проблематично, лучше предпочесть вискозу или полиэстер.
Шифон ткань
Совет бывалых мастеров: Прозрачные ткани, такие как шифон, фитин, ажур, в зависимости от требования проекта, можно вышивать с органзой вместо нижнего стабилизатора.
Или, можно использовать отрезной стабилизатор Floriani No Show Mesh. Он полупрозрачный и мягкий, но достаточно прочный, чтобы поддерживать плотные стежки вышивки.
Батист (55 – 70 г/м2), Ситец (иногда идет под именем «разреженная бязь») (80-100 г/м2), Миткаль (101-103 г/м2), Бязь (110 – 146 г/м2), Поплин (70-150 г/м2) – используется отрывной стабилизатор, его плотность зависит от плотности ткани. Бязь качества «ранфорс» тоньше бязи «универсального» качества, следовательно, стабилизатор будет использоваться плотнее.
Если ткань совсем тонкая, а дизайн требует основательной «поддержки» (плотная заливка, элементы большого размера), то используется отрезной стабилизатор.
Батист ткань
Тафта (110 г/м2) – Синтетическая тафта и тафта из шелка имеют различные свойства. Первую можно запяливать, вторую – нет. Тип стабилизаторов используется один и тот же для каждой – либо отрывной, либо отрезной средней плотности. Различие в работе будет только в способе фиксации в пяльцах. Тафту из шелка нужно приклеивать на запяленный отрывной стабилизатор. Если вышивается плотный дизайн, то используется отрезной. Другой способ – заправить в пяльцы клеевой стабилизатор (бумагу, флизелин, фильмопласт) и наклеить тафту на него. Для плотных дизайнов под клеевую бумагу и фильмопласт подкладывают слой отрывного стабилизатора.
Тафта ткань
Крепдешин (196 г/м2) – чаще всего используется отрывной стабилизатор средней плотности. Однако, ткань эта достаточно нестабильная, поэтому просто подкладкой из флизелина с ней не обойтись.
Как вышивать крепдешин: для начала нужно «устранить» нестабильность ткани. Это можно сделать, «накрахмалив» крепдешин растворенными в воде остатками водорастворимой пленки или специальным крахмальным спреем для глажки. Потом ткань запяливается с отрывным стабилизатором.
Сукно (200 – 400 г/м2) – неплотный отрывной.
Парусина (350 – 500 г/м2) – такие плотные ткани не требуют дополнительной стабилизации. Однако, не все вышивальные машинки могут работать с такой плотностью. В основном парусину вышивают промышленные машинки.
2 группа – сатиновое и атласное переплетения нитей.
Мы объединили эти два типа в одну группу, для большего удобства вышивальщиков. Дело в том, что все эти способы плетения дают ткани с очень гладкой (даже иногда «скользкой») лицевой стороной. Так, как в машинной вышивке «скользкость» материала является важным фактором в принятии решения о правильном выборе ткани для вышивального проекта, эти два типа плетения вошли в одну группу.
Атлас, шелк, креп-сатин – самые часто вышиваемые примеры тканей этой группы.
Атлас ткань
Основными трудностями в вышивке этих тканей будут:
1 – Стабилизация. Ткани эти, как мы уже говорили, очень скользкие и их переплетение не такое прочное (как у полотняных тканей). Это означает, что во время вышивки нити могут разойтись, дать стрелку или же сама ткань растянется (особенно если в составе есть эластичные волокна).
Поэтому цель стабилизации – «обездвижить» волокна. Это достигается приклеиванием стабилизатора к ткани. Клеить его нужно очень осторожно, так как некачественные спреи могут оставить пятна на самой ткани. Прикалывать ткань булавками к стабилизатору нельзя. Это чревато появлением на ткани дырок от проколов или даже стрелок (особенно если ткань совсем неплотная).
2 – Способ запяливания. Сильное давление пялец может оставить след на ткани (волокна могут разойтись). Поэтому очень часто такие ткани не запяливают, а приклеивают на запяленный стабилизатор. Если такой вариант не подходит для вашего вышивального проекта, то тогда между пяльцами и материалом прокладывают дополнительный слой ткани. Для этого используются мягкие «матовые» ткани (хлопок, марля) или резиновые коврики для сушки посуды. Они и смягчают давление ободков пялец, и предотвращают скольжение материала.
3 – Выбор иголок. Сатиновые и атласные ткани вышиваются НОВЫМИ тонкими, острыми иголками. Если в составе есть эластан, это сделает ткань эластичной, что в свою очередь повлияет на выбор иголок (вместо строконечных – тупоконечные – light ball point, ball point)
4 – Настройки в машине. Если иголки совсем тонкие (Н-р № 60), то в машинке нужно отключить автоматическую заправку нитки.
5 – Дизайны. Совсем уж большие дизайны с плотной заливкой нужно избегать, так как они могут запросто стянуть легкую ткань. Кроме того, есть риск изменения качества драпировки материала.
Подкладочные ткани – это тоже широко используемый в вышивке материал сатинового переплетения. Из названия ясно, что их используют в качестве подкладки в одежде. Стабилизатор используется отрезной в сочетании с клеем временной фиксации.
3 группа – саржевое переплетение нитей.
Ткани этой группы имеют характерный диагональный рубчик на изнанке. Саржевое плетение уступает полотняному по плотности, поэтому ткани этой группы могут растягиваться. Характерная особенность их «растяжения» — оно происходит не по горизонтали или вертикали, а по диагонали. Диагональное растяжение нужно брать в расчет во время стабилизации и запяливании ткани.
Примеры тканей (чаще всего костюмно-плательные) с саржевым плетением
Габардин ткань
Габардин используют для вышивки шевронов, нашивок (если в составе преобладает синтетика), декоративного текстиля (который должен держать форму – чехлы для телефонов), церковных принадлежностей (тут и в качестве подкладки) и проч.
Габардин вышивается на клеевом отрывном стабилизаторе или на отрывном флизелине, приклеенном к ткани с помощью спрея временной фиксации.
Обычно габардин запяливается вместе со стабилизатором. Если дизайн с плотной заливкой (борджелло, фотостежок), то под нижний стабилизатор нужно дополнительно подложить еще один слой отрывного флизелина. Дизайны должны быть правильно созданы: учитывается андерлей, параметры стежков, компенсация и т.д.).
Дополнительно для вышивки таких плотных дизайнов на габардине обязательна правильная настройка натяжения верхних и нижних нитей, иначе ткань стянет. Если рубчик на габардине сильно фактурный, используется дополнительный верхний стабилизатор (неплотная водорастворимая пленка).
Фланель вышивается с отрывным стабилизатором (подкладкой). Ткань запяливается вместе со стабилизатором. Вышивая фланель для детской одежды (особенно если это пижамы) хорошо было бы использовать подкладку «чистая изнанка» на обратной стороне вышивки.
Фланель ткань
Твид («елочка», Донегаль, «пастушья клетка») и твил, в том числе и твил-сатин – это похожие по качеству материалы, которые отличаются лишь составом волокон. В целом эти оба вида тканей вышиваются с помощью отрывного стабилизатора.
Плотность и состав будет определять фактуру этих тканей, а значит и особенности их поведения в машинной вышивке. Твид чаще всего состоит из шерсти, тогда как состав твила может быть самым разным. Если в их составе есть эластан (чаще всего у твила), то используется отрывной клеевой стабилизатор.
Твиловые ткани запяливают вместе со стабилизатором. Твид, особенно если он толстый (как на пальто) запялить будет трудно, поэтому его накладывают на запяленный стабилизатор (отрывной, если дизайн неплотный и отрезной для плотных дизайнов).
Если твид обладает выраженной текстурой (Бедфорд-корд), то поверх ткани используют тонкую водорастворимую пленку.
Из-за того, что твид состоит из шерсти, перед вышивкой его обязательно нужно декатировать – прогладить с изнаночной стороны через влажную ткань (марлю). Это позволит избежать проблем с усадкой ткани и вызванной этим сжатости строчек вышивки.
Деним вышивается с помощью отрывного стабилизатора. Плотность стабилизатора будет зависеть от плотности ткани. Выше (в разделе, касающемся плотности ткани) мы уже приводили примеры соотношения разных видов денима (классического и шамбри) с флизилинами.
Плащевка (70-180 г/м2) тонкая ткань, плотного плетения. Перед вышивкой плащевку обязательно нужно постирать и погладить, чтобы не было проблем с усадкой ткани. Обычно стабилизатор для машинной вышивки плащевки используется отрывной. Если есть подозрения, что обычный флизелин не справиться со стабилизацией волокон ткани, то поддержите его клеем временной фиксации.
Фиксацию в виде булавок и строчек лучше не использовать, так как плащевка не очень любит лишних проколов иглой. Из-за этой ее «нелюбви» к лишним проколам дизайн тоже необходимо проверять на наличие лишних стежков и протяжек. От дизайна также будет зависеть выбор стабилизатора.
Для плотных дизайнов вместо отрывного может потребоваться отрезной стабилизатор и обязательная дополнительная настройка натяжения верхней и нижней нитей в машинке. Иголки для машинной вышивки на плащевке должны быть острые и тонкие.
4 группа – смешанные виды переплетений.
К этой группе относятся ткани, переплетение нитей которых – это самые разные производные всех вышеперечисленных групп. Перечислять название каждого из них было бы пустой тратой времени, поэтому делать мы этого не будем. Укажем, однако, важную для вышивальщиков особенность этих тканей – выраженная фактурность (рельефность).
Как эта особенность будет влиять на правильный выбор ткани для вышивального проекта?
Во-первых, она будет диктовать тип используемого дизайна. Затем, сам процесс вышивки (стабилизация материала, фиксация его в пяльцах и проч.) будет также организовываться именно согласно фактурности ткани.
Далее мы расскажем о самых ярких представителях этой группы. Ознакомившись с этой информацией, вы сможете более точно понять, как выбирать ткань для машинной вышивки различного типа.
Вафельное полотно
— Вафельное полотно (80-240 г/м2). Стабилизаторы для машинной вышивки на «вафле» будут выбираться в зависимости от плотности ткани, ее эластичности, фактурности и кроя изделия.
Если вышивается полотенце (важна изнанка), то обычно берется отрывной стабилизатор. Если вышивается, скажем, карман халата, то лучше брать отрезной флизелин. Плотность стабилизатора будет зависеть от плотности ткани и типа дизайна.
Для дизайна с плотной заливкой нужна будет поддержка плотного стабилизатора. Если текстура ткани (размер ячеек, их «глубина», жесткость и т.д.) слишком ярко-выраженная, то сверху ткани обязательно накладывается водорастворимая пленка. Вафельное полотно запяливается вместе со всеми стабилизаторами. Если ткань тянется, то для дополнительной фиксации используется клей-спрей. Распыляют его на нижний стабилизатор.
— Бархат, Панбархат, Дюветин, Плюш, Шениль, Вельвет. Основные проблемы, возникающие при вышивке на этих ворсистых материалах связаны с декатировкой, выбором дизайна, стабилизации и фиксации в пяльцах. Эти проблемы могут быть вызваны либо составом волокон ткани, либо с длиной ворса.
Бархат полотно
Декатировка ворсовых тканей: По составу эти ткани будут делиться на натуральные и синтетические. С синтетическим бархатом и вельветом работать легче, так как они менее требовательны в уходе (стирке, глажке). Все эти ткани склонны к усадке, поэтому перед вышивкой их хорошо было бы декатировать (стирать, гладить).
Если их не декатировать перед вышивкой, впоследствии их усадка испортит внешний вид строчек. Из всех этих тканей можно стирать только синтетику. Натуральные ворсовые нужно декатировать очень осторожно, отпаривая их на весу при невысоких температурах достаточно долгое время.
Какие стабилизаторы используются для машинной вышивки ворсовых тканей
В этом вопросе все будет зависеть от состава волокон бархата, велюра и т.д. Все ворсовые ткани стабилизируются как сверху (терморазрушимыми или водорастворимыми пленками), так и снизу. Выбор верхнего стабилизатора будет зависеть от того, как ткань переносит влагу.
Если материал нельзя мочить, используется терморазрушимая пленка. Если используется водорастворимая пленка, убирать ее остатки (после того, как вы оборвете основную часть) нужно очень осторожно.
Лучше всего для этого использовать влажный кусочек ткани или батонетку (если элементы мелкие). При этом двигаться нужно по направлению ворса. Приглаживать его сильно нельзя.
Выбор нижнего стабилизатора для бархата будет зависеть от плотности ткани, ее растяжимости и плотности дизайна. Если ткань плотная, используется отрывной стабилизатор. Если в составе ткани есть эластичные волокна, то отрывной клеевой или отрывной вместе с клеем временной фиксации.
Если дизайн «тяжелый», то, чтобы «поддержать» плотные стежки, используется отрезной флизелин. Обычно бархат не запяливают, а приклеивают (прикалывают) на запяленный стабилизатор.
Дизайны для вышивки ворсовых тканей не должны иметь слишком мелких элементов и тонких строчек (они просто затеряются в ворсе). Поэтому линейные дизайны для таких материалов не подойдут. Кроме того для качественного результата вышивки на бархате и велюре в дизайне нужны грамотные параметры: правильный андерлей, плотность, длина стежка и т.д.
Фроте (все махровые ткани). Машинная вышивка на таких тканях похожа по требовательности на вышивку бархата. Их вышивают с нижним и верхним стабилизатором, «подгоняя» параметры дизайна по структуру ткани. Однако фроте имеет одно отличие – большинство таких тканей, в отличие от ворсовых, можно запяливать. Так же как и на ворсовых, линейные дизайны на фроте не вышивают.
Махровая ткань
Совет бывалых мастеров: В силу своего «бытового» характера, махровые изделия (полотенца, халаты) подвержены частым стиркам. Водорастворимая пленка (которую накладывают сверху) при этом быстро вымывается. Это влияет на вид вышивки – стежки, не имея прежней поддержки, теряют свой аккуратный вид и вышивка со временем портится.
Чтобы продлить жизнь такому декору, вместо верхнего стабилизатора можно подложить органзу в тон ткани. Органза «нейтрализует» фактурность махры и обеспечит стежкам вечную поддержку. Разумеется не все дизайны можно вышивать с такой «подменой». Крестик, имена или прочие мелкие элементы для этого не подойдут.
Рогожка (двунитка) (180- 260 г/м2) различается по плотности переплетения нитей и пористости (расстоянии между переплетениями нитей).
Рогожка ткань
Наиболее пористые ткани могут потребовать дополнительное использование верхнего стабилизатора. Тип верхнего стабилизатора будет зависеть от типа дизайна. Если дизайн простой (один-два элемента простой формы), то можно использовать водорастворимый флизелин.
Универсальным, же, вариантом будет водорастворимая или терморазрушимая пленка. Для подложки обычно достаточно отрывного стабилизатора средней плотности. Еще одна особенность машинной вышивки, связанная с пористой двуниткой, заключается в правильном «подгоне» параметров дизайна к ткани.
Особенно это касается длины стежка или (если вышиваются дизайны в технике крестик) размера крестика. Их настраивают согласно размерам ячеек, образованных одним переплетением нитей. Двунитка (рогожка) мелкого плетения идеально подходит для вышивки крестиком, фотостежка и прочих плотных дизайнов. Стабилизировать при этом ткань лучше всего отрезным флизелином.
Пористость рогожки (двунитки) будет влиять и на выбор вышивальных ниток (а следовательно и иголок). Подбирая иголки и нитки для вышивки двунитки, нужно учитывать толщину нитей в самой ткани. Слишком толстые вышивальные нити могут раздвинуть волокна ткани настолько, что будет казаться, что появились дырочки от проколов.
Кашемир ткань
Кашемир вышивается без запяливания, так как ободки пялец могут оставить след на ткани. Кашемир клеится на запяленный клеевой стабилизатор типа фильмопласт. Дизайны для вышивальных проектов с участием кашемира выбирают с учетом драпируемости материала. Вышивка не должна изменять это качество.
Искусственный мех вышивается с верхним и нижним стабилизатором. Чаще всего, особенно если мех слишком длинный, ткань крепится на запяленный в пяльцы отрывной стабилизатор или фильмопласт.
При этом фиксация меха на не клеевом стабилизаторе происходит при помощи клея временной фиксации. Если работа происходит с использованием фильмопласта, то под него подкладывается еще один слой отрывного стабилизатора.
Если дизайн плотный – отрывной стабилизатор заменяется на отрезной. Верхний стабилизатор – водорастворимая пленка. Дизайны для искусственного меха берутся с плотной заливкой и достаточно большими фрагментами. Линейная техника и крестик не используются вообще. Если предполагается вышивать надпись, то размер букв подбирается особенно тщательно.
Фатин, тюль и прочие виды сеток. Как выбрать ткань для машинной вышивки, если это не ткань, а сетка? На какие особенности сетчатых тканей нужно обращать внимание вышивальщику?
Ответ: на плотность, жесткость, растяжимость и размеры ячеек. От плотности и жесткости будет зависеть выбор стабилизаторов для вышивки фатина.
В основном фатин вышивают на водорастворимых, терморазрушимых флизелинах и пленках разной плотности. От растяжимости – способ фиксации в пяльцах. От размера ячеек – параметры используемых для фатина дизайнов.
Жесткие и плотные фатины используют в создании аксессуаров, элементов декора, в которых нужен объем и форма. Это означает, что в работе с ними могут использоваться даже те водорастворимые стабилизаторы, убрать (выполоскать) которые бывает очень трудно.
Порой в таких проектах вместо стабилизатора используют органзу. Правда вырезать ее потом с изделия нужно очень и очень осторожно. Фатин средней жесткости и мягкие его варианты используют для одежды: популярные юбки-шопенки, фата и т.д.
Для вышивки такого фатина используются стабилизаторы средней плотности и в основном все они – пленки.
Растяжимость фатина (эластичность) будет влиять на способ заправки его в пяльцы.
Обычно фатин вышивают с использованием нижнего и верхнего слоя стабилизаторов, заправляя все три слоя в пяльцы. Другой вариант стабилизации фатина для машинной вышивки: верх – водорастворимая пленка, низ – клеевой стабилизатор (фильмопласт).
Сильно тянущийся фатин нужно запяливать очень осторожно и всегда при помощи спрея-клея временной фиксации. Иначе, если не рассчитать с натяжкой, то от давления ободков ячейки фатина просто разорвутся.
Фатин ткань вышивка
Дополнительно, для запяливания такого «нежных» фатина, ободки пялец оборачиваются или прокладываются тканью. Если фатин тянется не сильно, то фиксировать его в пяльцах можно, пришив его контурной строчкой на запяленный стабилизатор. Стежки строчки при этом должны быть достаточно большие.
Размеры ячеек фатина будут влиять на длину строчек в дизайне, а так же на размеры его элементов. Самый маленький элемент дизайна должен быть больше размера ячеек, иначе его невозможно будет закрепить на ткани. Из этого можно понять, что не все типы дизайнов можно вышивать на фатине.
Слишком разряженные, легкие дизайны с мелкими стежками и тонкими строчками (Например: Red Work) для фатина (и похожих на него сеток) не подойдут.
Другие особенности фатина: Сильно эластичный фатин вышивается тонкими иглами «для трикотажа». Менее эластичный фатина – тонкими, острыми иглами. Кроме как непосредственно в качестве ткани для вышивки, фатин можно использовать в качестве стабилизатора.
В каких вышивальных проектах можно использовать фатин в качестве стабилизатора: вышивка кружева, открытых орнаментов и т.д.
Пористость материала. Как пористость материала влияет на выбор ткани для машинной вышивки.
Пористость ткани – еще один важный структурный критерий тканей и трикотажных полотен. Самые пористые («рыхлые») полотна – трикотаж, вязанный из толстых ниток (свитера), мешковина, всевозможные сетки (фатин, тюль, кружевное полотно), самые плотные – кордура. парусин и т.д.
Пористость ткани влияет на выбор стабилизаторов, типа дизайнов, иголок, ниток. Самые рыхлые ткани требуют не только нижнюю стабилизайцию, но и верхнюю тоже. Если предполагается вышивать дизайн с мелкими стежками, крестом или большим количеством филигранных линий, пористые ткани не используются вообще. Стежкам таких дизайнов не за что будет зацепиться и вышивка, после удаления стабилизатора, просто распадется.
Фактура ткани. Как фактура ткани влияет вышивальный проект.
Фактура ткани (самые фактурные – вафельная ткань, махра, габардин, вельвет, самые бесфактурные – все «гладкие» ткани: шелк, шифон и т.д.) Фактура ткани влияет на выбор стабилизаторов. При сильно выраженной фактурности понадобиться дополнительный верхний слой стабилизатора (водорастворимого и терморазрушимого флизелина или аналогичной пленки).
Кроме того, фактура будет влиять на выбор иголок, типа дизайна и способа запяливания. Мы уже достаточно подробно говорили о том, как выбрать ткань для машинной вышивки, если она отличается сильной фактурой, в разделе, описывающем смешанные типы переплетения нитей. Поэтому не будем тратить ваше время на повторение.
На этом мы заканчиваем вторую часть серии статей «Как правильно выбрать ткань для машинной вышивки?». Информации было много, поэтому далее пытать вас не будем и сделаем перерыв на отдых.
После того, как вы отдохнете, не забудьте продолжить знакомство с царством текстиля и с тем, как именно оно «соприкасается» с машинной вышивкой в наших последующих статьях.
В третьей части цикла мы расскажем о свойствах тканей и о том, как они влияют на правильный выбор ткани для вышивального проекта.
В четвертой, же, и заключительной части серии речь пойдет о нетканых материалах и о том, как разные типы дизайнов влияют на выбор ткани.
Также мы поговорим о той роли, которую играет во всем этом ваш собственный вышивальный опыт.
Возможно вас заинтересует
Как выбрать ткань для машинной вышивки
Автор: Ludmila Konovalova
Меня зовут Людмила Коновалова, и я руковожу Royal Present Embroidery. Вышивка для меня — больше, чем профессия; это наследие происхождения, где каждая женщина в моей семье была виртуозом в вышивке крестиком и гладью. Это искусство, передаваемое из поколения в поколение, является частью моей души и символом национальной гордости.
Дата: 06.09.2024