Как выбрать ткань для машинной вышивки. Часть 3.

В качестве вступительного слова:

Если вы начинаете знакомство с темой «Как выбрать ткань для машинной вышивки» с данной статьи, то мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с двумя предыдущими ее частями. Прочитать первую часть можно здесь, а вторую здесь. Первая статья поможет вам правильно понять принципы отбора тканей для разных вышивальных проектов. Вторая статья ознакомит с тем, как эти принципы применять на тканых полотнах и трикотаже. Сегодняшняя, же, статья расскажет о том, как свойства ткани влияют на ее выбор для того или иного вышивального проекта.

Свойства тканей – это то, как они себя ведут в процессе кроя, вышивки, стирки, носки и эксплуатации вообще.

Свойства тканей, интересующие вышивальщиков:

1  Драпируемость,

2  Фактура,

3  Скольжение ткани,

4  Сопротивление ткани проколу иглой (прорубаемость нитей),

5  Сопротивление нитей к сдвигу,

6  Растяжение и сжатие (эластичность),

7  Усадка,

8  Осыпаемость,

9  Сминаемость.

Про некоторые из них мы уже говорили. Так, информацию про то, как фактура влияет на правильный выбор ткани для вышивального проекта, была описана в разделе, посвященном тканям со смешанными типами переплетения нитей.

Перейти в магазин

Со скольжением («скользкими» тканями) мы ознакомились в разделе, посвященном сатиновым и атласным тканям. От того, насколько «скользкую» ткань вы выберете для машинной вышивки будет зависеть способ её стабилизации и фиксации в пяльцах.

Атлас ткань
Атлас ткань

Скользкие ткани плохо держаться в пяльцах бытовых машин (они просто выскальзывают из них). Это приводит к проблемам с натяжением ткани, что, как вы все знаете, пагубно влияет качество машинной вышивки (смещаются контуры дизайна, вышивку косит).

Чтобы избежать подобных проблем, ткань нужно сделать «нескользкой». Достичь этого можно либо, проклеив ее стабилизатором, либо обмотав ободки пялец мягким, матовым материалом.

Драпируемость ткани будет влиять на выбор стабилизатора, дизайна и его расположения на изделии. Если ткань имеет хорошую драпируемость (легко ложиться по форме, мягко облегает тело), то большие дизайны с плотной заливкой на ней не вышиваются. Такие дизайны могут изменить драпируемость ткани, что может сделать изделие неудобным в носке.

То же относиться к стабилиаторам. Если нужно сохранить мягкость и эластичность изделия, плотные и, уж тем более, отрезные стабилизаторы заменяются на более «сложные», а значит и дорогие аналоги (No Show Mesh и т.д.).

Пример: Машинная вышивка на передней части футболки из кулирки. Не стоит вышивать большой логотип, «фотографию» и тому подобные «монолитные» дизайны, состоящие из плотной заливки.

Во-первых, сама ткань не сможет выдержать такие дизайны. Чтобы она выдержала, нужно полностью изменить ее свойства. Этого конечно можно добиться, применив несколько слоев стабилизаторов, но и драпируемость изменится тоже.

Футболку уже невозможно будет носить, из-за «деревянной» вышивки. Такие дизайны лучше вышивать на таких изделиях, где драпируемость не имеет значения (спинки джинсовых курток, декоративные подушки и т.д.).

Сопротивление к проколу иглой и как это свойство влияет на правильный выбор ткани для машинной вышивки.

Прорубаемость ткани будет влиять на выбор игл для вышивания (их размера и типа острия). Если неправильно подобрать иглы, волокна ткани могут разорваться (получиться дыра) или распуститься (получится стрелка – обычно у трикотажа).

Для каждого вида ткани есть свой собственный тип иглы. Подробную информацию про то, какие иглы нужно использовать для каждого типа тканей можно прочитать здесь. (ссылка на статью про  иглы)

Сопротивление нитей полотна к сдвигу будет влиять на толщину используемых вышивальных ниток, дизайн (некоторые его параметры) и способ стабилизации. В целом, чтобы понять, как выбирать ткань для машинной вышивки по этому ее свойству, нужно знать, как она себя ведет под давлением. Если под давлением (например от пялец, проколов, ниток) целостность ткани нарушается, то для сложных проектов ее лучше не использовать.

стрейч-велюр
стрейч-велюр

Пример: Машинная вышивка на тонком трикотаже (любом). Тонкий трикотаж не запяливают (от ободков пялец раздвинуться его волокна). Дизайны для таких тканей должны быть разряжены. Так, дизайн с частыми проколами в одном месте обязательно сделают дыру в тонком трикотаже. Например: лепестки цветов, выполненные сатиновыми стежками, расположенными по направлению длины лепестков. У основания лепестков обязательно образуются дырочки в ткани. Или буква «О», выполненная сатином. На тонком трикотаже в центре буквы могут появиться дырочки. Как это предотвратить? Вариант решения, связанный со стабилизацией – использовать верхний слой (пленку или флизелин).

Остальные свойства ткани связаны с ее составом. По составу ткани бывают: натуральные (из хлопковых, шелковых, льняных нитей, из шерсти и прочих «натуральных» материалов), искусственные (из бумажного сырья, металлических нитей, вискозы), синтетические (из полимерных нитей).

В зависимости от того, какая у ткани эластичность, вышивальщик будет подбирать стабилизаторы, способы запяливания и иголки. Ткани, с большим содержанием лайкры (эластана) имеет большую эластичность.

Для вышивки тканей с большой эластичностью используются такие же стабилизаторы, как для вышивки трикотажа (примеры мы указывали в 3 части серии, в разделе про трикотаж). То же относиться и к способу запяливания (непосредственно в пяльцы или на запяленный стабилизатор), и к выбору иголок.

Вообще негласное правило машинной вышивки гласит, что ко всем растягивающимся полотнам применяются технологии вышивки трикотажа.

Усадка «регулирует» подготовительный к вышивке процесс. Если вы не подготовите ткань, склонную к усадке, то после того, как на нее будет нанесен дизайн и убран стабилизатор (особенно, если это водорастворимый стабилизатор), ткань может изменить свои свойства – она просто станет тоньше. Натяжение стежков в вышивке, соответственно, измениться. Это в свою очередь сильно изменит внешний вид вышивки – ее стянет или, наоборот, она «вздыбиться». Обычно натуральные ткани (особенно шерстяные) дают наибольшую усадку, поэтому их всегда нужно декатировать перед вышивкой.

Как предотвратить стягивание ткани в машинной вышивке

Пример: Как выбрать ткань для вышивального проекта, связанного с декором постельного белья.  Среди самых часто встречающихся бельевых тканей (бязь, ситец, поплин, лен, шелк, бамбук, тенсел) тенсел, в силу своего состава (целлюлоза) наиболее требователен. Он подвержен усадке и растяжению в мокром состоянии, если не соблюсти все правила по его уходу.

Для нас (вышивальщиков) это означает, что вышивка на тенселе имеет больше шансов потерять свои вид, чем, скажем, та же вышивка на бязи. Конечно, этого можно было бы избежать, «подкрепив» декор отрезным стабилизатором. Однако, изнанка вышивки, в таком случае будет выглядеть немного непрезентабельно. Вывод: для такого проекта нужно использовать менее требовательные бельевые ткани (поплин, бязь). Если же вы все таки хотите вышить белье из тенсела, то используйте правильный стабилизатор и декорируйте лишь те элементы постельного белья, изнанка которых бывает скрыта (пододеяльники, наволочки).

Совет: Если ваша сфера работы связана не только с машинной вышивкой, но и с пошивом, то вам просто необходимо знать, как ведет себя та или иная ткань после стирки и глажки. Информация на этот счет легко доступна в Интернете. Чтобы ее найти, достаточно лишь «вбить» в поисковик фразу «нормы усадки тканей». Часто подобная информация сопровождается формулой расчета усадки ткани.

Осыпаемость ткани важна при выборе материала для создания аппликаций или, если вы используете текстильную замену стабилизаторам. Чем больше в составе ткани синтетики, тем больше ее осыпаемость.

Пример: Сравним осыпаемость органзы из вискозы и полиэстера. Полиэстеровая (она имеет характерный «пластмассовый» блеск за счет того, что полиэстеровые нити проходят специальную «огранку») будет осыпаться больше. Поэтому используя ее в качестве, скажем, верхнего стабилизатора для вышивки, нужно в дизайне либо предусматривать окантовочный валик из сатина либо аккуратно «обжигать» края обрезанной полиэстеровой органзы.

Сминаемость ткани. Как сминаемость ткани влияет на ее выбор для того или иного вышивального проекта? Если ткань мнется сильно, то это означает, что ее нужно очень хорошо проглаживать, чтобы она имела хороший внешний вид. Для некоторых видов ниток такая «интенсивная» тепловая обработка противопоказана.

Пример: Акриловые нитки (Бурмилана) или любые другие шерстяные нитки. Так как их характерная текстура позволяет создавать интересный «пушистый» или «меховой» эффект, некоторые дизайны, да и целые проекты, специально создаются под эту их особенность. Если, скажем, вы захотите отделать рубашку или блузку декором с использованием именно такой «пушистой» вышивки, то льняная рубашка для этого не совсем подойдет. Лен требует интенсивной глажки, которая негативно влияет на текстуру акриловых ниток. Попросту говоря, пока вы будете часто гладить лен, вы напрочь «приплюсните» акрил и он не будет больше «пушиться».

На этом мы заканчиваем третью статью серии «Как выбрать ткань для машинной вышивки». Подытожив всю информацию, полученную вами из этих трех статей, можно с уверенностью сказать, что выбор ткани для вышивального проекта, будь то трикотаж или собственно тканое полотно, теперь для вас стал более понятен и прост. Не думайте, что мы забыли включить в этот список кожу, неопрен и прочие «особенные» материалы для вышивки.

О них, как и о дизайнах, стабилизаторах и прочих составных вышивального проекта будет рассказано в четвертой и заключительной части этой серии

Возможно вас заинтересует
Как выбрать ткань для машинной вышивки. Часть 2

Как выбрать ткань для машинной вышивки. Часть 2